Навыки личной гигиены: чистка зубов

Нередко аутичный ребенок сильно протестует против попытки почистить ему зубы и отказывается брать зубную щетку в рот из-за своей сверхчувствительности к прикосновению, пищевой избирательности, нежелания стоять на одном месте. Поэтому часто родители аутичных детей долго не решаются начать учить их чистить зубы, не желая провоцировать дополнительный конфликт.


В то же время у многих аутичных детей зубы начинают быстро портиться, а так как поход к зубному врачу нередко является еще более тяжелой проблемой, лучше приучать ребенка чистить зубы как можно раньше.
Очень важно сделать эту процедуру максимально привлекательной для ребенка — купить детскую пасту и маленькую удобную зубную щетку, которую дать ему помыть и пощупать.
Хорошо, если ребенок мог понаблюдать как чистите зубы Вы сами и получаете от этого удовольствие.
Кому-то из детей может сразу понравиться паста, что сделает более привлекательной и саму чистку зубов, другому бывает легче начать пользоваться пустой щеткой и по мере привыкания добавлять на нее пасту. Лучше, чтобы ребенок держал щетку с самого начала, а рука взрослого находилась поверх его руки. Однако, здесь могут быть индивидуальные решения в зависимости от того, какую помощь он легче переносит.
Прикосновение щетки первое время должно быть совсем легким. Очень важно не вызвать у ребенка негативизм на данную ситуацию. По мере его привыкания, можно начинать увеличивать длительность процесса, чистить зубы тщательнее и отпускать свою руку.
Очень многие дети не умеют полоскать рот и сплевывать воду. Некоторым помогает, если взрослый одновременно с ребенком набирает в рот воду и демонстративно сплевывает. Иногда необходимо наклонить голову ребенка вниз и дотронуться до подбородка. Часто проходит много времени, прежде чем он научится выплевывать воду, и нужно быть готовым, что немало пасты до этого будет проглочено. Поэтому лучше выдавливать на щетку совсем немного пасты.
Как и при обучении другим навыкам, необходимо продумать четкую последовательность действий и придерживаться ее, пока ребенок не научится данной деятельности. Ниже мы предлагаем вариант такой схемы.

1.  Включить воду
2. Открыть пасту
3.  Взять зубную щетку и смочить ее
4.  Выдавить пасту и положить тюбик на край раковины
5.  Почистить зубы слева
6.  Почистить зубы справа
7.  Почистить зубы спереди
8. Положить щетку
9.  Взять стакан с водой и прополоскать рот
10.  Поставить стакан на место
11.  Вымыть щетку и поставить в стакан
12. Закрыть зубную пасту и убрать на место
13.  Умыться
14.  Закрыть кран
15.  Вытереть лицо и руки
16.  Повесить полотенце на место

Хочется отметить, что необходимо с раннего возраста приучать аутичного ребенка следить за своим внешним видом, быть аккуратным и чистоплотным. В этом случае ему позднее будет легче адаптироваться в обществе, найти себе приемлемую социальную нишу несмотря на сохранившиеся трудности поведения.»

ОБЩЕСТВО ПОМОЩИ АУТИЧНЫМ ДЕТЯМ «ДОБРО»

АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК — ПРОБЛЕМЫ В БЫТУ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫМ НАВЫКАМ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ)

МОСКВА 1998