Испытание детьми: от горя к радости

Яна Золотовицкая
театральный критик, учредитель и исполнительный директор «Центра проблем аутизма», мама мальчика с аутизмом.

Что значит быть родителем «особого» ребенка? Как это – иметь сына или дочь, которые никогда не будут «как все»? Каково постоянно примерять на себя новый образ собственного родительства, постоянно учиться заново принимать собственное дитя?
Самая первая, быстрая и лежащая на поверхности реакция, если мы говорим о расстройстве аутистического спектра, – это нежелание признать наличие проблемы. Поэтому, когда звенят первые звоночки и специалисты задумчиво говорят о проблемах в развитии, хочется сказать: «Нет! Это неправда! Просто у него первый возрастной кризис, ребенок должен уметь капризничать. Обретение своего «Я» – нелегкая задача. Просто он не сразу раскрывается перед чужими, а на самом деле он другой. Он у нас маленький философ, очень сосредоточенный ребенок». Однако по мере того как особенности проступают все ярче и четче и просто отмахиваться – «перерастет», «это такой период» и «такой характер» – уже не получается, наступает другая стадия, главная опасность которой – непоправимо упущенное время. Первый вопрос, который задают себе ошеломленные любым тяжелым диагнозом родители, – это полное отчаяния «за что?! почему мой ребенок? что я такого сделал? чем прогневил Бога и мироздание?» Чувство вины очень непродуктивно, но именно оно в первый момент захлестывает мать или отца по самую макушку. Именно в этой стадии распадаются семьи. Тащить этот груз только на себе невыносимо, и поэтому разборки – чья наследственность и образ жизни виноваты – разрушают самое главное, что необходимо «особому» малышу. Не просто любовь родителей, но команду, у которой хватит сил, терпения, мужества и стойкости, потому что марафон предстоит длинный и конечный результат его непредсказуем.
Все это на первый взгляд не оставляет семье ничего, кроме изнуряющей борьбы с собой и с окружением: за право быть вместе, за право любить своего ребенка таким, какой он есть, за право обеспечить ему доступ к тому, что есть у других детей. Можно бесконечно рассуждать о том, как жесток мир, о готовности нашего общества к состраданию и милосердию, о том, что жизнь несправедлива вообще и в частности, растрачивая на это все эмоциональные и жизненные ресурсы. Скукоживаясь внутри всеобъемлющего стресса. Каменея и обрастая броней.

А между тем все совсем не так безнадежно. Если где-то закрылась одна дверь, значит, немедленно открылась другая. Можно попробовать чуть-чуть иначе сформулировать основной вопрос. Не «за что?», а «для чего? зачем?». Рассуждения о том, что «никакое испытание не дается просто так», все равно остаются в рамках парадигмы «за что именно мне послано это испытание». А вот попытка осознать, а что я могу получить для себя в результате случившегося, какие возможности и перспективы могут открыться для меня, поворачивает проблему совсем другой стороной и расцвечивает совсем иными, не таким мрачными красками. Попробуйте поговорить с теми матерями и отцами, которые не ушли в моральное схимничество, не забронировали все входы и выходы сознанием тяжести той ноши, которую им приходится нести. Вы не просто встретите жизнерадостных и открытых миру людей, которые убеждены, что никакого несчастья в их жизни не произошло, но услышите слова благодарности за то, сколько прекрасных людей встретилось на их пути благодаря аутизму их ребенка, сколько нового они узнали про себя, на что оказались способны. И что самое важное – они убеждены, что никто им ничего не должен и мир вокруг себя можно менять, только предложив ему эти перемены на партнерских началах. И это работает. Поверьте. Просто надо попробовать!

Источник — http://www.psychologies.ru