Ответ психолога на вопрос о частых и необъяснимых криках у ребенка с аутизмом
Источник: Autism Speaks
«У нашего девятилетнего внука аутизм. У него отличные способности к музыке и математике и обширный словарный запас. Однако ему трудно дается устная речь. Он занимается у логопеда. При этом он визжит, и звуки, которые он издает дома и в школе, раздражают и отвлекают. Это не синдром Туретта. Крики начинаются ни с того, ни с сего, когда он чем-то взволнован или сосредоточен. Он чудесный, ласковый мальчик, но от этих звуков можно с ума сойти! Можете помочь?»
На вопрос отвечает психолог Стефани Вебер из Центра по расстройствам аутистического спектра Келли О’Лири при медицинском центре Детской больницы Цинцинатти (США).
Это отличный вопрос. Так приятно знать, что вы активно занимаетесь своим внуком, и осознаете, в чем его сильные стороны, а в каких областях ему нужна помощь.
Из ваших слов выходит, что в целом он неплохо преуспевает в школе и других занятиях, если не считать вокализаций, которые создают трудности для окружающих.
Первый шаг в отношении такого поведения — это подумать о том, в каких ситуациях и условиях у вашего внука появляются вокализации. Вы уже заметили, что это поведение появляется в ситуациях, когда он взволнован или сосредоточен. Это отличный первый шаг.
Поиск факторов, которые провоцируют и подкрепляют поведение
Затем я предлагаю вам, а также его родителям, педагогам и другим людям, которые взаимодействуют с ним, начать записывать, что именно происходит вокруг, когда начинаются крики. Прекрасный инструмент, который поможет вам за этим следить — это так называемая «Форма ДПП». Образец такой формы приведен ниже:
«Д» обозначает «до поведения». Это те события, которые непосредственно произошли перед тем поведением, которое нас интересует.
«П» означает «поведение». Здесь вы описываете конкретный случай поведения. Описывайте его сухо и по делу — как поведение выглядело со стороны и как долго оно продолжалось. Например, вы можете записать, сколько раз он закричал, насколько интенсивными были крики, как долго продолжался этот эпизод начиная от первого крика до последнего, а также другие особенности, которые вы могли непосредственно наблюдать.
И, наконец, второе «П» обозначает «последствия». Это то, что произошло сразу после поведения. Например, внешний вид вашего внука становится явно спокойнее после вокализаций? Он прекращает делать то, что делал до того, как начал визжать? Крики приводят к какой-то реакции со стороны окружающих людей?
Подобная информация может привести к важным открытиям. Например, вы можете заметить, что крики начинаются, когда он работает над слишком тяжелым (или слишком простым) заданием. Другими словами, крики могут быть его способом справиться с раздражением.
Или учитель может заметить, что если ваш внук вокализирует в классе, то другие дети начинают смеяться и веселиться. Смех может подкреплять это поведение.
Другая возможная причина в том, что окружающие люди невольно подкрепляют это поведение, когда начинают обращать на него внимание, например, говорят ему вести себя тише или успокоиться.
И, конечно, он может кричать просто потому, что это вызывает у него приятные ощущения.
Поощряйте замещающее поведение
Какую бы причину или причины вы не обнаружили, они помогут вам разработать план поиска приемлемой замены поведения. Работая вместе с другими членами семьи и педагогами, вы можете помогать ему эффективнее пользоваться словами или ограничить то поощрение, которое он получает от криков.
Я настоятельно рекомендую вам найти поведенческого терапевта для индивидуальных рекомендаций. Лучше всего сразу показать ему все формы ДПП, которые у вас будут на тот момент.
Предшествующие факторы и последствия — «до и после» — представляют собой те области, на которые вы можете повлиять, чтобы поощрить не такое проблемное поведение.
Например, стратегией «до» может стать визуальная поддержка для вашего внука, которая проиллюстрирует для него, какое поведение вы предпочитаете. Например, это может быть наглядный список желательного поведения, который включает «сидеть тихо, чтобы не мешать другим думать». Подобный список может быть похож на «Правила класса» в примере ниже.
Дополнительная визуальная поддержка может объединить каждое правило с соответствующим изображением, как показано на примере ниже.
Я понимаю, что ваш внук понимает слова и может читать. Все равно я рекомендую вам использовать визуальную поддержку, потому что многие дети лучше усваивают информацию, если они видят картинки и читают слова, а не только слышат, как себя вести, на словах. Визуальная поддержка может стать дополнительной подсказкой для вашего внука, которая ему необходима.
Награждайте, чтобы поощрить
Другая стратегия «до» — это «застукать ребенка за чем-то хорошим». Другими словами, вы должны замечать те периоды, когда ваш внук не кричал, хотя был сосредоточен или взволнован, и тут же предоставлять ему положительную обратную связь. Наверное, вы знаете, какие награды будут ему наиболее приятны — похвала, любимое лакомство и так далее. Дайте ему знать, за что именно вы его награждаете. Например, вы можете сказать: «Мне так понравилось, что ты говорил тихо» или «У тебя отлично получается вести себя тихо».
И помните о ваших данных ДПП. Они помогут вам найти ситуации в течение дня, когда вам проще всего «отловить» хорошее поведение внука еще до каких-либо вокализаций.
Другой пример визуальной поддержке, которая поможет мотивировать вашего внука — это жетоны. (Ниже приводятся два примера плашек для сбора жетонов).
Идея в том, чтобы он мог наглядно видеть, что он получит, если не будет кричать в течение всего занятия, урока или дня. Если ваш внук не кричал определенный период времени, то он получит один жетон. Когда он соберет все жетоны, то он сможет получить какую-то очень ценную для него награду, которую нельзя получить никаким иным способом. Как долго ему нужно не кричать, чтобы получить жетон? Сколько именно жетонов надо заработать, чтобы получить награду? В целом, я предлагаю ориентироваться на частоту поведения, от которого вы хотите избавиться. Чем чаще происходит поведение, тем чаще нужно предоставлять ему возможность для получения награды.
Игнорируйте, чтобы ослабить
Одновременно с наградами за желательное поведение (относительную тишину) я предлагаю игнорировать то поведение, которое вы не хотите поощрять. Другими словами, не надо реагировать на его визги. Это значит — ничего ему не говорить и даже не смотреть в его сторону. Поначалу это может оказаться трудной для вас задачей. Но по нашему опыту этот подход очень эффективен, если применять его последовательно.
Это лишь несколько примеров того, как можно уменьшить проблемное поведение и поощрить более положительное.
Найти подходящее для криков место
Как я уже упоминала ранее, ваш внук может кричать просто потому, что ему приятно это делать. В этом случае я предлагаю учить его искать социально приемлемое место для криков. Например, в школе он может попросить учителя о перерыве, чтобы он мог пойти в свободный кабинет и там вокализировать. Объясните ему, что очень важно следить за тем, чтобы не мешать окружающим.
В каких случаях можно подумать о наказании
Я настоятельно рекомендую сначала попробовать все перечисленные выше подходы, и только потом рассматривать любую форму наказания. Тем не менее, некоторые дети очень хорошо реагируют на разумные негативные последствия за определенное поведение. Например, если ваш внук зарабатывает жетоны за то, что говорит только спокойным и тихим голосом, вы можете начать снимать по одному жетону, когда он вокализирует и мешает окружающим. Однако данный подход нужно применять осторожно, и он работает далеко не со всеми детьми.
Наконец, эффективность всех этих стратегий зависит от сотрудничества всех членов семьи и учителей ребенка. Очень полезно оставлять друг другу короткие сообщения в специальном «листе коммуникации», который ребенок носит в школу, домой, а также на другие занятия, если они у него есть. Это поможет всем, кто взаимодействует с ребенком быть в курсе того, что с ним происходит.
Источник — outfund.ru