Аутизм

Интернет-проект "Особое детство Иркутска"

Аутизм - Интернет-проект   "Особое детство Иркутска"

Аутизм. Шаг навстречу. Новосибирский государственный университет

Этой осенью на факультете психологии стартовала годичная образовательная программа «Прикладной анализ поведения» по обучению специалистов для работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра.



Прикладной анализ поведения (applied behavior analysis, ABA) – это научная дисциплина, основы которой были заложены Б.Ф. Скиннером в первой половине прошлого века. Методы ABA используются для анализа и изменения поведения живых существ. Область приложения, в которой ABA наиболее ярко продемонстрировал свою эффективность, – это коррекционная педагогика, прежде всего реабилитация детей с аутизмом.
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа нарушений общего развития, имеющих разнообразные по особенностям клинической картины и степени тяжести проявления. Как правило, первые признаки аутизма становятся заметны в возрасте до 3 лет и сохраняются в той или иной степени в течение всей жизни. Они включают проблемы в сферах социального взаимодействия, коммуникации и наличие стереотипных форм поведения. Распространенность такого диагноза неуклонно растет, в США, например, по данным 2012 года она составляет один случай на 88 человек.
Идея создания программы «Прикладной анализ поведения» на факультете психологии НГУ принадлежит родителям детей с РАС из Академгородка:
– Данная программа возникла благодаря инициативе родителей, – рассказывает декан ФП НГУ и руководитель проекта Ольга Николаевна Первушина. – Сейчас ситуация такова, что у нас в стране нет соответствующей государственной политики и государственного обеспечения, которые способствовали бы оказанию эффективной помощи таким детям. Проблема налицо. В связи с этим родители вынуждены самостоятельно искать пути решения: обмениваться опытом друг с другом, заниматься поиском специалистов и т.д. Мы откликнулись на предложение запустить обучающую программу по прикладному анализу поведения, с целью подготовить квалифицированных специалистов для работы с особыми детьми.
В число 17 слушателей программы вошли родители, преподаватели университета, выпускники и студенты ФП, а также специалисты, которые сталкиваются с особыми детьми в своей деятельности. Слушатели были зачислены на программу после вступительного собеседования.
Программа включает очные и дистанционные лекции, семинары и тренинги. Лекторы – сертифицированные поведенческие аналитики из США, а также российские специалисты в области прикладного анализа поведения и детской психиатрии. Основой программы является дистантный курс Ольги Шаповаловой (США).
Координатором программы от факультета психологии выступает Евгения Чульжанова, со стороны родительской группы проект координирует Евгений Бондарь.
– До сих пор не найдено эффективного медикаментозного лечения аутизма, – рассказывает  Евгений. – Известно, что для смягчения особо тяжелых форм поведения – например, самоагрессии, помогает рисперидон. Но такое лечение показано далеко не всем. При этом саму болезнь этот препарат не лечит и не решает проблем с коммуникацией и социальным взаимодействием, которые не дают детям с аутизмом развиваться наравне со сверстниками. С другой стороны, современные педагогические методы просто творят чудеса, позволяя добиться ощутимого повышения качества жизни для большинства детей, а для некоторых даже приблизиться к цели полного «излечения», то есть самостоятельного функционирования на одном уровне с нейротипичными сверстниками. На Западе накоплен огромный опыт и обширный массив научных данных по применению методов педагогической коррекции аутизма, и пальма первенства здесь принадлежит различным программам и методикам, основанным на прикладном анализе поведения. На этот мировой опыт мы и хотим опираться в нашей деятельности. Важно понимать, что абсолютно каждый ребенок с аутизмом нуждается в такой помощи, и поэтому нам нужно много специалистов по ABA, нужны коррекционные центры, нужны собственные исследования в этой области. И мы очень благодарны руководству НГУ и факультета психологии за то, что откликнулись на нашу инициативу и запустили этот процесс.
В планах у организаторов программы намечено открытие центра на базе НГУ, нацеленного на коррекционную работу с детьми с РАС, обучение и профессиональную подготовку специалистов, а также на научно-исследовательскую деятельность в направлениях, связанных с аутизмом.
– Мы пока только планируем открытие центра. Он будет не только оказывать практическую помощь детям и их родителям, но и взаимодействовать с институтами Академгородка, а также выходить на университеты США, которые реализуют исследовательские программы, связанные с аутизмом. В этом центре нам хотелось бы осуществлять многоступенчатую подготовку специалистов. И здесь один из вариантов – открытие магистратуры на базе факультета психологии НГУ. Мы надеемся, что среди сотрудников центра будет немало сегодняшних слушателей нашей образовательной программы, – отмечает Ольга Николаевна Первушина.
Для полного решения проблемы одной только мотивации родителей недостаточно, какими бы образованными в общении со своими детьми они не были. Нужна поддержка государства и общества в создании определенных структур и организаций, которые занимались бы исследованием, диагностикой и коррекцией данного заболевания, а также формированием благоприятной среды, где ребенка будут воспринимать как равного.
Подготовила Дарья Гревцова

Источник

© Copyright 2012-2014 "Особое детство Иркутска"